Краткая схема произведения

Краткая схема произведения
Краткая схема произведения
Краткая схема произведения

Актуальность

В процессе подготовки к олимпиаде по литературе особое внимание следует уделить анализу художественного текста. Олимпиадные задания по литературе в старших классах предлагают учащимся выполнить анализ лирического или прозаического произведения по выбору. Остановимся на  стихотворении.

Сразу следует отметить, что умение анализировать лирическое произведение необходимо не только потенциальным участникам олимпиады. Уметь анализировать текст должны все старшеклассники, и к этому умению они идут на протяжении всего времени изучения литературы. В старших классах ученики уже владеют инструментами анализа: понятиями теории литературы, средствами художественной выразительности, основами стихосложения. Остаётся только правильно применить, упорядочить эти знания.

План анализа лирического стихотворения

Любой художественный текст, и лирический в том числе, анализируется с точки зрения содержания и с точки зрения формы. Определим последовательность действий при анализе стихотворения.

Внимательное и вдумчивое чтение произведения. Стараемся понять смысл и «прислушиваемся» к себе: какие чувства, мысли вызывает это стихотворение?

Обращаем внимание на дополнительную информацию, которая может быть дана: время создания стихотворения, краткие сведения об авторе и т. д. Например, анализируя стихотворение Иосифа Бродского «1972 год», мы по дате можем понять всю трагичность настроения этого произведения, всю боль и безысходность – в 1972 году Бродский был изгнан из Советского Союза.

Для анализа содержания ставим перед собой следующие вопросы и отвечаем на них:

— о чём это стихотворение?

— какие чувства, мысли оно вызывает?

— каким настроением оно проникнуто?

— что хочет донести до читателя автор, что хочет сказать своим стихотворением?

Для анализа формы стихотворения ставим главный вопрос: КАК автору удалось передать содержание, с помощью каких приёмов и средств? Таким образом обеспечивается анализ произведения в единстве формы и содержания, что и требуется в идеале.

Ещё раз перечитываем стихотворение и отмечаем все моменты необычности художественной речи, всё, что обращает на себя внимание.

— Находим тропы и объясняем, какую роль они играют в раскрытии содержания, приводим примеры.

— Находим стилистические фигуры, которые использовал поэт, и тоже связываем их с содержанием, то есть не просто называем, а пытаемся объяснить, зачем использовал, чего сумел достичь этим использованием и т. д.

— Обращаем внимание на поэтический синтаксис: какие предложения преобладают, для чего это было сделано.

— Ритмика, строфика, размер стихосложения, звукопись – то есть обращаем внимание на звучание стихотворения.

Это в упрощённом виде  порядок разбора лирического произведения, именно РАЗБОРА, то есть анализа, который не следует путать с интерпретацией, то есть истолкованием произведения.При анализе мы идём от целого к частям, на основе понимания текста хотим определить и понять отдельные его элементы, их роль в создании текста как целостного смысла.При интерпретации движемся от частей к целому.

И в завершение хочется привести слова известного литературоведа М. Л. Гаспарова из его заметки «Снова тучи надо мною…». Методика анализа»:Цитата М. Л. Гаспарова

 

Поделитесь статьей в соц. сетях:

Краткая схема произведения Краткая схема произведения Краткая схема произведения Краткая схема произведения Краткая схема произведения Краткая схема произведения Краткая схема произведения

Изучаем далее:



Пылеуловитель для перфораторов своими руками

Сенокос вышивка крестом

Вяжем крючком без схемы

Сделать своими руками нос у бабы яги

Водонагреватели в дом своими руками